Школа, я не скучаю

Школа, я не скучаю

Сегодня хочу поговорить о школе. Все-таки не так уж давно она была и у меня; по крайней мере, события школьной поры настолько живо всплывают в моей памяти, что кажется, будто это было только вчера (хотя прошло уже без малого 16 лет).

 

Школьные годы принято называть самыми счастливыми. Я вот с этим утверждением не согласна. Я с ужасом думаю о будущем детей, которых придется отдавать в школу постсоветского пространства. Время идет, все меняется, а в школах как было «обучение давно ушедших дней», так все и по сей день. Ничего не случилось за эти годы хорошего с образовательной системой, все с каждым днем становится только хуже. Я не буду говорить о ментальной составляющей «современной» школы, об этом можно писать трактаты, речь сейчас пойдет не об этом. Мне хотелось бы в данной статье затронуть психологический аспект обучения ребенка в школе.

 

Смотрите, какая штука: наверное, каждый родитель согласится со мной, что в школе как уродовали детей морально, так и продолжают это делать (за редким исключением). Социальный институт ежедневно ломает тысячи личностей прямо на корню (вспомните хотя бы фильм «Чучело» актуальный вплоть до сегодняшних дней). Что важно здесь: если вы, уважаемые родители, хотите, чтобы ваш ребенок вырос психически здоровым, вам со своей стороны очень важно обеспечить ребенку поддержку и защиту. Ребенок должен знать, что у него есть укромный уголок, в котором его всегда ждут, любят и понимают (несмотря ни на что). Главное здесь не переборщить. Что имеется ввиду?!

 

Если мы примем родительские принятие и любовь за 100% (в которых 50% — с маминой стороны и 50% — с папиной), то «силы» должны распределиться следующим образом: 10% маминых требований и 40% безусловной любви против 10% папиной любви и 40% требований. И только так. Любые перекосы в ту или иную сторону дают в последующем миру маменькиных сынков, папиных дочек, перфекционистов и многих других (отличных от здоровых людей видов).

 

Я, к глубокому своему сожалению, должна констатировать, что чаще всего родители со школой заодно. В школе ребенка «четвертуют» за любую оплошность, а дома казнь продолжается.

 

У меня такое впечатление иногда создается, что родители сами никогда не были детьми,  не ходили в это чудесное учебное заведение и не знают, каково оно там?! Там зачастую ни разу не весело, скажу я вам. Я выпускалась из школы с одной единственной мыслью – сжечь ее. Уж явно такие мысли в моей голове зародились не от того, что мне приходилось учиться и социально развиваться в здоровом (коллективном) климате. Мало того, что дети сами по себе агрессивны (не дай Бог стать жертвой коллективного разума), так еще и учителя подливают масла в огонь, не желая вмешиваться в ученические перипетии, так как считают, что тем самым дают возможность развитию и становлению личности.

 

Да, за годы учебы в школе (когда из-под меня вынимали стул прямо на уроке, кидали тряпками, когда я стояла у школьной доски и гнобили за хорошую учебу и «приятельские» отношения с учителями) я, безусловно, сформировала навыки борца за тотальную справедливость и  за место под солнцем, но какою ценой?! Скажите, как, по- вашему, что лучше: ребенок – отличник с расшатанной нервной системой и идеалистическими представлениями о мире (когда права на ошибку нет ни у кого, а прежде всего – у него самого) или троечник со здоровой психикой и интересом пробовать все без оглядки на возможные неудачи?! Замечали ли вы, как зачастую, именно троечники главенствуют над отличниками, именно школьных лодырей делают начальниками отделов и директорами заводов, а отличники трудятся «у станка».

 

Я (как педагог) наблюдаю сейчас два глобальных перекоса в образовании: одни родители нагружают ребенка по самое «не хочу» (драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота) другие просто не занимаются своим чадом (им занимаются интернет и социальные сети).

 

Оба случая разрушительны по своей сути:

  • в первом варианте ребенок просто не справляется с возложенными на него надеждами. Чаще всего родители пытаются реализовать через ребенка свои нереализованные мечты. Они так и говорят на приеме: «Вот когда я была маленькой, я очень хотела научиться играть на гитаре, но мои родители….». Здорово все это, но эта история про Вас, а не про Вашего ребенка. С чего Вы взяли, что ему охота этим заниматься?! У меня была одна ученица, которую мама водила на уроки музыки (на скрипке дочь играла), при этом у девочки напрочь отсутствовал слух. Вот зачем это, скажите, пожалуйста, надо?! Для общего развития?! Нет! А я вам скажу, зачем… чтобы потом другим родителям в лицо бумажкой ткнуть: «А вот моя дочь…». Что это за возвеличивание себя за счет собственного ребенка?! Свою самооценку надо поднимать, а не ребенка во всевозможные (ненужные подчас) секции отдавать. В результате такой сумасшедшей учебы (нагрузка в школах сейчас непомерная) и огромного количества курсов и кружков, ребенок уходит через деструктивные формы на законный отдых (он часто болеет, набирает вес, замыкается в себе, снижается успеваемость по всем предметам, он врет Вам относительно учебы в школе). Боязнь не оправдать Ваши мечты загоняет ребенка в тупик. Он не знает, что ему делать (где эта самая золотая середина между Вашими и его желаниями?!). Я могу вам привести пример из жизни: в 3-м классе в 1-ой четверти мне поставили тройку по русскому языку (папа мне говорил, что я могу домой не приходить, если по русскому у меня будет трояк). И я шла тогда в направлении дома и думала, что будет лучше, если я умру. Тогда я точно больше никогда не буду получать плохих отметок и сердить папу. Я до сих пор не могу забыть этот случай, потому что после этой тройки все осенние каникулы я сидела дома (меня не выпускали гулять) и зубрила учебник русского языка (теория) от корки до корки с последующим написанием бесконечных проверочных диктантов. Вот так меня «поддержали» дома, когда я допустила ошибку. Да, теперь я прекрасно владею русским языком и пишу (почти) без ошибок, но еще раз повторяю вопрос: «Игра действительно стоит свеч?» Пожизненный комплекс «отличницы» всегда и во всем — мы к этому стремимся?!
  • во втором варианте ребенок растет сам по себе. С одной стороны это, может быть, и хорошо; так он набирается опыта и приобретает такое ценное качество для жизни, как самостоятельность принятия решений. С другой – если родители не передадут чаду истинные ценности и не объяснят, что и к чему, то ему обо всем на свете  расскажет улица. И тут варианты дальнейшего развития становящейся на ноги личности совершенно непредсказуемы (от самых позитивных прогнозов до самых негативных).

 

Я понимаю, что современным взрослым достаточно сложно быть родителями своим детям, так  они сами еще по сути дети (родители выросли физически, но не психически). Все чаще приходится слышать на приеме: «А меня еще сильнее и больше били, чем я своего колочу»  Это что получается, простите?! Что Вы ребенка родили, чтобы на нем отрываться за свое несчастливое детство?! Ребенка обидеть может каждый, потому что ребенок не может дать сдачи. Но это отнюдь не повод махать кулаками.

 

Сейчас принято стало среди родителей водить ребенка к психологу. Я Вам так скажу: надо не детей водить к психологу, а родителей. Что толку, что ребенку помогут?! Он вернется домой, а там снова Вы со своим нездоровым взглядом на жизнь, и все начнется по новой. Лечение надо начинать с родителей, а уж потом (если понадобится) только подключать детей. Ребенок меняется вслед за родителем, а никак не наоборот. Дети приходят в этот мир, чтобы «указывать» нам посредством своего поведения на наши ошибки, а не для того, чтобы Вы отрабатывали на них свои обиды, страхи и печаль за бесцельно прожитые годы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Name*

Email

Website